Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Чем интересны поздние тексты на санскрите

Приходилось сталкиваться с людьми, которые пренебрежительно относятся к «поздним» текстам на санскрите. Если произведение относится, например, к XIV веку, то для них это уже нечто второстепенное и не заслуживающее внимания. А мне, напротив, подобные тексты нравятся. Прежде всего тем, что в них присутствует некоторая тяга к систематизации. Например, в девятой книге Девибхагавата-пураны излагается классификация проявлений Шакти, которые делятся на четыре уровня, от пяти великих богинь и до обычных «эмпирических» женщин. И представления о десяти Махавидьях появляются в текстах лишь с X в. Возможно, к еще более позднему времени относится выделение девяти Кали или концепции четырех, пятидесяти одной и ста восьми питх (священных мест шактистов). Кроме того, сюжеты часто усложняются до невообразимости, взять, например, легенду о Ветале и Бхайраве в Калика-пуране. Читаешь, и уже совсем непонятно, кто чьим воплощением является. Иногда встречаются необычные версии популярных эпических сказаний. Так в Махабхагавата-пуране Сита оказывается дочерью Раваны, а в «Адбхута-Рамаяне» и вовсе из робкой женщины превращается в грозную Кали, которая и умерщвляет тысячеглавого Равану, только что сразившего ее мужа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments