Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Храм йогини в Кхаджурахо

«В индийском мифе о творении рассказывается, что бог Брахма, пребывающий на огромном тысячелепестковом лотосе, вращал своими глазами по четырем основным направлениям. Этот брощенный в четыре направления взгляд, разделяющий окружность лотоса, был нечто вроде изначального и обязательного ориентира, перед тем как начать творение».
Если до сих пор речь шла о круге йогини и о круглых храмах, чья форма была навеяна представлениями об энергетических центрах человеческого тела (чакрах) или магико-религиозным синкретизмом, прямоугольный храм в Кхаджурахо открывает дорогу новым идеям, среди которых идея сонма йогини, где мы могли бы представить определенную иерархию в расположении образов богинь. Напротив ворот, ориентированных на северо-восток, мы находим нишу более крупную, чем остальные – вероятно, это была ниша главной богини. Мы видим здесь пример того, что в отношении культа йогини «нарушать правила» является единственным правилом. В традиционных индуистских храмах идолы смотрят в четыре основные направления (восток, юг, запад и север). Храм, посвященный йогини в Кхаджурахо, построен по вертикали северо-восток-юго-запад (Ишана-Найритья) и по горизонтали северо-запад – юго-восток (Ваю-Агни).
Прямоугольная форма святилища породила целый класс домыслов, вплоть до утверждений, что круглая стена не могла быть построена на угловой скале, которая служит основанием. Этот аргумент является малоубедительным, потому что речь идет не о доисторическом храме, но о сооружении X в., когда архитектурное мастерство расцвело по всей Индии. Кроме того, недалеко от Кхаджурахо находятся руины других прямоугольных храмов, посвящённых йогини.
Таинственный культ йогини пребывает в сфере, неподвластной законам логики. Если бы нам удалось превзойти ограничения рассудка и освободиться от желания структурировать информацию, может быть, мы сделали бы первый шаг к постижению сущности и практик этого культа.
В наше время ниши в храме пустуют. Единственные три изображения, пережившие ход времени и бандитов, были перемещены в сад и в хранилище Археологического музея. Чтобы иметь возможность любоваться теми, которые находятся в хранилище, необходимо особое разрешение, выдаваемое Археологической службой Индии в Нью-Дели.
Отец индийской археологии сэр Александер Каннингэм в одной из своих статей рассказывает об огромной скульптуре Бхайравы-Шивы, найденной под кучей камней в окрестностях храма. Скульптуру, теперь окрашенную в красный цвет, перенесли на участок возле храма Варахи в храмовом комплексе на западе Кхаджурахо. Этот Бхайрава и йогини, находившаяся в главной нише, в качестве общего имеют растительное украшение на верхушке каменных блоков, деталь, которая, возможно, указывает, что Бхайрава составлял часть храма йогини.
На плане, нарисованной в книге о йогини д-ра Видьи Дехеджи, содержится шестьдесят пять ниш, в то время как д-р Девангана Десаи – в своей книге о Кхаджурахо – основывался на экстраполяции размеров ниш, существовавших в местах, где уже не сохранилась их следа. Итог в образе шестидесяти семи ниш соответствует тому, который высчитали мы. Кроме главной ниши, по-видимому, храм содержал шестьдесят шесть других ниш. Бесспорно, что в культ йогини в Кхаджурахо оказались включены матрики (скульптуры Брахмани и Махешвари, которые Каннингэм отыскал в храме, это подтверждают).
Число шестьдесят семь ниш указывает, что, кроме главной богини, к пантеону шестидесяти четырёх йогини были добавлены еще две богини. Мы предполагаем, что это были Ганга Деви и Ямуна Деви, потому что богини-реки особо почитались в этой области севера Индии. Опять понимаешь, что есть много вопросов и мало ответов. За стенами храмов йогини царит эзотерический и символический язык, понятный только его адептам.
Возникает также вопрос, почему богиню из главной ниши, изображенную в образе Махишасурамардини (очень хорошо известен иконографический образ этой богини, убивающей демона-буйвола), назвали Хингладжей. На границе между Раджастханом и Мадхья Прадеш есть место, называющееся Хингладжгарх – обитель (гарх) Хингладжи. В музее Индора можно увидеть много скульптур из Хингладжгадха и его окрестностей, эти скульптуры были перенесены сюда, когда воздвигалась плотина Гандхи Сагар. Разнообразие скульптур показывает нам, что Хингладжгадх начиная с буддийской эпохи IV-V вв. уже был важным религиозным центром. Кроме буддийских, шактистских, джайнских, шиваитских божеств и божеств вишнуитских сект мы встречаем одну скульптуру Махишасурамирдини под названием Хингладжгарх Деви (также как и в Кхаджурахо). Вероятно, Хингладжгарх и Кхаджурахо были связаны горой и рекой Хингладж в Белуджистане (ныне в Пакистане), где легенда гласит, что когда горестный Шива бродил с телом своей супруги, там упала голова (по другой версии, пупок). Это место священно для почитателей Деви (шактов), также как и другие места, в которых упали различные останки Богини.
Нам приходилось слышать рассказы, в которых речь шла о том, что Хингладж был местом паломничества для натхов-сиддхов, и здесь проводились определенные инициации в йогические практики. Натхи-сиддхи, во главе которых стоял Горакхнатха, на протяжении некоторого времени жили в Кхаджурахо, и возможно, именно под их влиянием на скульптуре главной Деви было начертано имя Хингладж.
Горакхнатха появляется в легендах как ученик Матсьендранатхи. Ранее мы видели, что этому последнему приписывается разработка культа йогини, а также он якобы являлся автором Маха-Кауладжнананирнаи – учения, передававшегося устно и впоследствии записанного на пальмовых листьях, основателем сектыйогини-каула, и вплоть до того, что его считают отцом йоги. Те же самые легенды о Гуру и ученике гласят, что Горакхнатха не разделял идей своего Учителя в отношении культа женского начала. Во многих эпизодах ученик Горакхнатха пытается «пробудить» Учителя Матсьендранатху от ослепления, вызванного женскими энергиями.
Как натха-сиддхи, йогини-каула и многие другие школы, так и приверженцы йоги Патанджали и т.д. стремились и до сих пор стремятся достичь высших состояний сознания и освободится от цикла перерождений, практикуя сиддхи. Однако, практик подвергается риску быть завороженным применением сверхъестественных сил и забыть о своей цели. В некоторых историях какие-либо адепты культа йогини искали «волшебную палочку» или мгновенную чудесную силу, чтобы быстро обрести эти силы. Также вероятно, что интерпретация эзотерических знаний была сведена на уровень обычных множество и слов, без исследования пути духа. Может быть, именно этот процесс породил упадок культа йогини, достигшего своего расцвета в IX-XII вв.
Кхаджурахо являлся важным духовым центром, эзотерические течения и магия находили теплый приём. Здесь повсюду находит свое выражение эзотерический символизм. В эротических изображениях и многочисленных божествах скрыты коды. Не следует удивляться, что Чанделлы воздвигли здесь храм йогини. Именно на территориях, принадлежавших царям Чанделлам и их соперникам можно встретить большое количество храмов, посвященных йогини.

Источник: Dupuis S. Templos de Yoginis en la India. Notas de viaje, leyendas y misterios. Перевод с испанского Андрея Игнатьева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments