Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Поэт в Традиции - больше, чем поэт

В мифопоэтическом представлении различных народов поэт, поскольку он владеет Словом, выступает посредником между божественным и человеческим миром. Отсюда повсеместно распространенное в древности и средневековье представление о боговдохновленном поэте – своего рода ипостаси демиурга. Такое представление зафиксировано в древности и средневековье еще у Гомера, для которого поэт – «божественный певец», и у Гесиода в «Теогонии», где поэзия – «божественный дар» муз <…> Впоследствии оно вылилось в теорию божественного происхождения поэзии у Платона в «Федре», доктрину «поэтического безумия» сначала у Горация (vesanus poeta), а затем в поэзии европейского Средневековья и Возрождения (furor poeticus). Сходным образом в Китае литература – вэнь понималась как отражение небесного промысла, или пути – дао <…> В Индии поэты – творцы ведийских гимнов – риши в восхвалениях противопоставляются остальным людям, не владеющим Речью:
Когда мудрые мыслью создали Речь, просеивая [ее], как зерно ситом,
Тогда друзья познают содружества. Их священный знак нанесен на Речь.
С помощью жертвы пошли они по следу Речи.
Они обнаружили ее, вошедшую в слагателей гимнов.
Принеся ее, они разделили [ее] между многими.
Семеро певцов вместе приветствовали ее криками,
Кто-то, глядя, не видит Речь, кто-то, слушая, не слышит ее,
А кому-то она отдает [свое] тело, как страстная жена в прекрасном наряде – [своему] мужу. (РВ. X.71.2-4). Пер. Т. Я. Елизаренковой.

Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987. С. 39.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments