Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Храмы йогини в Индии

Царство Калачури-Чеди, соперники Чанделлы

Как было сказано в начале главы, посвященной храмам Ориссы, храм Ранипур Джхариал, возможно, является самым древним свидетельством существования культа йогини. Мы пришли к этому заключению, потому что высота его скульптур одинакова, и только главная фигура выше остальных.
Храмы более поздней постройки это, возможно, храмы Шадола, к востоку от Ориссы, потому что высота йогини соответствует художественным канонам XI-XII вв. В эту эпоху каменные блоки украшались многочисленными деталями, сопровождавшими главную фигуру.
Полагают, что храмы Шадола, также как и храм Бхерагхата были построены правителями Калачури-Чеди, соперничавшими с царями Чанделлы. Властвовавшая на протяжении веков в Калачури-Чеди династия выделялась своим огромным могуществом и своим наследием сакральной архитектуры.
Представители этой династии воздвигали храмы различных сект, следуя традиционному стилю севера, но привнося новые параметры красоты, как в Кхаджурахо. Также им приписываются храмы йогини в Митаули, Наресаре, Кхаджурахо, Дудхаи, Бадохе, Локхари, Рикхияни и Хингладжгадхе. Это архитектурное богатство не оставалось незамеченным соседними монархами.
Может быть, некоторые из царей Калачури-Чеди хотел укоренить на своей собственной территории сущность того, что они считали источником успеха их соседей: культ йогини. Также вероятно, что желая достичь даже еще больших заслуг, чем их соперники, решили почитать наибольшее из возможных количество йогини, построив храм восьмидесяти одной йогини в Бхерагхате. В конце концов, некто из потомков покровителей Бхерагхата профинансировал создание изумительных скульптур храмов Шадола.
Хотя их и разделяло более чем столетие, явно адепты культа включили матрик в число йогини, как в Бхерагхате, так и в храмах Шадола. Нет никакого свидетельства, были ли храмы Шадола посвящены шестидесяти четырем йогини или они продолжили традицию своих предшественников, связанную с почитанием восьмидесяти одной богини и делали ли они это в храмах круглой или прямоугольной формы.
В X в. монархи Трипуры распространили свою власть на восток, до земель, где начинается Бхерагхат, и назначали туда наместниками членов своей семьи. Век спустя эти наместники стали полностью независимыми от царского дома Трипуры.
Династии Калачури и Чеди, как явствует из общего названия правителей этой области, смешались при помощи брачных союзов.
Встречаются записи о даровании земель – речь идет о территории, где процветал индуизм и особенно тантризм – территории Амаркантака, недалеко от Шадола – которую в XI в. один из правителей клана Чеди завещал другому из клана Калачури.
Шадол (XI-XII вв.)
С высоты птичьего полета округ Шадол расположен не очень далеко от Амаркантака и Бхерагхата, двух важных мест в отношении того, что касается культа йогини и связанных с ним легенд.
Как если бы в средневековье и не было естественных преград, искусства, идеи и верования распространялись из одного места в другое, хотя условия гористой территории затрудняли сообщение между городами. Культ йогини пересек горные цепи, окружающие область Шадола, и поднялся на вершины Гималаев, чтобы проникнуть в Тибет (в тибетской магическо-религиозной литературе встречаются рассказы о йогини и сиддхах). Также она распространился на засушливые земли и вплоть до юга Декана. Однако, говоря о храмах йогини, намекают на территорию северо-восточного пояса, потому что именно там находилось большая часть храмов и скульптур йогини.
Не осталось и следа от двух храмов, которые, как предполагается, существовали в округе Шадол. Говорят о двух, потому что были найдены два набора скульптур. Йогини одной группы изображаются стоящими, а другой – сидящими. Скульптуры в храмах йогини сохраняли единообразие в том, что касается расположения образов (единственное исключение составляет богиня Махиша-мардини, потому что когда она убивает демона-быка, она ставит на него ногу).
Гипотеза о существовании храмов на территории Шадола подтверждается также, поскольку два стиля изображения йогини различаются между собой и встречаются две Махиша-мардини (ни одна из йогини не была представлена два раза в одном и том же храме).
Анализ скульптур позволяет сказать, что оба храма датируется второй половиной XI в., хотя изображения йогини были изготовлены в различных мастерских. Два типа йогини Шадола являются тщательно разработанными. Центральная фигура украшена венками, браслетами и амулетами и т.д. и имеет множество рук. Помощники и небесные музыканты окружают йогини.
Чтобы создать изображение размером со скульптуры Шадола и с такими деталями, в наши дни скульптору понадобилось было меньшей мере восемь месяцев напряженного труда. В ту эпоху, когда перевозка каменных блоков производилась на телегах и не существовало сложных машин, работа бы заняла около года. Вероятно, мастерские нанимали со всей страны самых умелых скульпторов. Создание сорока двух, шестидесяти четырех и восьмидесяти одной статуи должно было являться очень дорогостоящим (хотя покровители традиционных храмов навсегда принадлежали к царским домам (встречаются посвятительные стеллы, где речь идет о купцах или богатых землевладельцах), созданию храмов йогини на труднодоступных территориях бесспорно должны были оказывать содействие могущественные правители.
У ног йогини встречаются надписи с их именами. Некоторые указывают на богинь, известных как Тарала или Тарани, но их ездовые животные и другие атрибуты не соответствуют тем, что упоминаются в каких-либо текстах или тем, которые можно увидеть в других храмах.
Поскольку традиция почитания йогини носила эзотерический характер и передавалась устно, об обрядности известно немного. Возможно, некоторые ученики пытались обойти запрет на разглашение, излагая посредством тайного языка некоторые элементы культовой доктрины. Непал превратился в центр сохранения мистических учений и идей. На протяжении нескольких веков составлялись рукописи, записанные различными шрифтами невари, которые менялись в зависимости от эпохи. Изучение Шри Матоттара Тантры (известной в упрощенной версии как Горакша Самхита) и Маха Кауладжнананирнаи пролило незначительный свет на историю культа. В дополнение, Шри Матоттара Тантра содержит список имён йогини. Другие списки встречаются также в текстах, в которых о йогини больше нет ни слова. Часто информация приходит нам из значения имени, указывающего на характерные черты богини. Когда изображения не содержат надписей с именами, историки пытаются отыскать соответствие в указанных списках (Калика-пурана, Сканда-пурана, Агни-пурана, Кубджика-пуджападдхати, Шри Матоттара Тантра, в джайнских текстах и так далее).
Йогини Шадола принадлежат к традиции, включающий матрик в круг йогини.
Возможно, сюда были также включены женские соответствия ведийских богов-хранителей восьми основных направлений, именующихся дикпаликами.

Несколько очень поврежденных скульптур выставлено в небольших храмах в деревнях Антара и Панчгаон (в округе Шадол). Пять сидящих йогини находятся в музее Колкаты (Калькутты), одна, изображенная в спящем положении, в музее Бхопала и остальные в музее Дхубела возле Кхаджурахо
Недалеко от округа Шадол, к северу от реки Нармада, в округе Рева вблизи от Гурки рассказывают о месте, где почитался сонм богинь, но не существует никакого конкретного свидетельства того, что там существовал храм, посвященный йогини.

Бхерагхат
(конец X – начало XI вв.)
Вероятно, название Бхерагхат происходит от «Бхайрава Гхат» (встреча с Бхайравой). Однако на круглой платформе храма не видно следа центрального алтаря, где находился идол, представляющий Шиву в его форме Бхайравы.
Хотя табличка у входа гласит «Чаусат Йогини Темпл» (храм шестидесяти четырех йогини), в святилище находилась восемьдесят одна йогини, каждая в своей индивидуальной нише по длине круглой стены.
В начале XX в. в королевской бибилотеке Катманду были обнаружены несколько рукописей, написанных на пальмовых листьях, где упомянут культ йогини. Одной из них является Маха-Кауладжнананирная – в которой символическим языком описываются культовые практики, а другая это Шри Маттотара Тантра, где отмечено, что сонм восьмидесяти и одной йогини особенно благосклонен к царству. В рукописи описывается Мула Чакра, где девять матрик (богинь-матерей) множатся девять раз. Как было упомянуто ранее, группа семи матрик представлена во множестве храмов по всей Индии (Брахмани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри и Чамунда), иногда речь идет о восьми матриках, когда добавляют Йогешвари; и в группу Мула Чакры входит Махалакшми как новая богиня.
В Шри Маттотара Тантре содержится список имен йогини, но они не обязательно соответствуют надписям на основаниях каменных постаментов, на которых установлены йогини Бхерагхата. Хотя этот храм использовался королевским двором, кажется, что некоторые имена йогини не происходят из санскрита, но берут начало из народных традиций; как если бы это было в сердце крестьянства, в соприкосновении с землей и другими элементами, где обреталась мудрость и мощь небесных и подземных миров.
Спустя двести лет вне периметра храма было воздвигнуто другое святилище в традиционном североиндийском стиле, посвященный на этот раз Шиве. Трудно понять причину, по которой этот храм был воздвигнут сбоку. Возможно, таким образом стремились воспрепятствовать свободному движению верующих по большому кругу. Надпись упоминает королеву Госаладеви и ее двух дочерей, которые в 1190 г. посвятили храм Бханагна Кхидре, «Избавителю от недугов».
В храме Бхерагхата немногие йогнии находятся на своих первоначальных местах.
Восемь матрик из более древнего храма и Ганеша были собраны здесь словно для того чтобы заполнить ниши, которые по какой-то неизвестной причине остались пустыми.
Практически все скульптуры находятся в обезображенном состоянии. Многие потеряли руки и нос. Нос представляет сущность воплощенного живого существа (жизнь входит с первым вздохом и уходит с последним).
Традиционно ортодоксальные индуисты не поклоняются поврежденным образам – некоторые допускают естественное истирание – но никогда намеренно обезображенным изображениям.
Божественный образ должен быть совершенным. Однако для народного культа не существует никаких ограничительных правил, его объектом может быть дерево, камень или поврежденный идол. Для души почитателя божество материализуется там, где его ищет сердце.
Сейчас подношения цветов и пищи йоги совершаются ежедневно, как в Бхерагхате, так и в Ранипур Джариале.
В Бхерагхате сохранилось только третья часть скульптур, но все равно можно идентифицировать ряд йогини с головой животного и телом женщины, что выражает чувственность её разнузданных формах.
Каждая из йогини Бхерагхата поражает своими атрибутами, многочисленными руками, соблазнительными телами, украшеньями и бесчисленными деталями. Изображения, окружающие центральный образ, исполнены глубокого символизма, и имеет смысл разобраться в аллегорическом языке.
Одна из самых впечатляющих скульптур имеет надпись с именем Камада – «подательница любви». На основании различима сцена поклонения Йони (женскому лону).
В Калика-пуране Махамайя и Камакхья выступают именами, дающимися Деви в стихах, где превозносится сексуальная энергия (кама) Богини, которая в моменты сладострастия жалует дары и благословения своим почитателям.
Восемьдесят и одна йогини Бхерагхата были собраны там вместе, чтобы защищать, уничтожать то, что может нанести вред и прежде всего предоставить то, что необходимо королю и его королевству.
Ввиду отсутствия надписи, содержащей датировку, которая связана непосредственно с возведением храма, д-р Дехехна провел важное сравнительное исследование манеры, в которой выполнены надписи с именами на пьедесталах, с надписями в других местах. Также он сравнил стиль скульптур, соответствующими историческими моментами и т.д. Он пришел к заключению, что храм был построен между 945 и 1000 гг., во время царствования Ювараджи II из династии Калачури, чья столица находилась в семи километрах от Бхерагхата.

Источник: Dupuis S. Templos de Yoginis en la India. Notas de viaje, leyendas y misterios. P. 38-49. Перевод с испанского Андрея Игнатьева



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments