Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Вайшно Деви

Некоторые шактистские питхи не только сохраняют популярность, но и значительно увеличивают ее. Рассмотрим в качестве примера культ Вайшно Деви, который в 70–80 гг. XX в. стал самым известным в регионе и даже добился всеиндийского признания. Вайшно Деви считается самой старшей из Семи Сестер, хотя её храм не такой древний, как храмы некоторых других богинь, входящих в эту группу.
Святое место Вайшно Деви находится в 60 км от Джамму — зимней столицы штата Джамму и Кашмир и в 12 км от городка Катры.Оно расположено на стороне горы Трикут, получившей такое название благодаря трём коническим вершинам.
Согласно популярным путеводителям, здесь упали руки Сати, однако образ рук не играет никакой роли ни в местном мифе о возникновении святого места, ни в культовой практике. Само имя «Вайшно» указывает на приверженность богини вегетарианству. Богиня почитается здесь в образе трех пинди (piNDIs, « выступающие фрагменты горных пород»), представляющих три формы Шакти: Махакали, Махалакшми и Махасарасвати. Сама Вайшно Деви отождествляется с Махалакшми. Чтобы лицезреть эти три пинди, паломникам приходится пробираться согнувшись по туннелю длиной в тридцать метров.
Если в 1967 г. святое место Вайшно Деви посетило всего 50 тыс. чел., то через десять лет количество паломников достигло 900 тыс. Культ Вайшно Деви нашёл отражение даже в кинематографе. В 2009 г. был установлен новый небывалый рекорд: питху посетило 8.2 млн. верующих.
В популярных брошюрах приводится история из двух частей, объясняющая происхождение этой питхи. Согласно им, в Трета-югу, когда Равана и прочие демоны творили зло, три махашакти воплотились в образе прекрасной божественной девы по имени Трикута в Южной Индии. Из-за того, что она содержала в себе часть Вишну, она получила имя Вайшнави или Вайшно. Когда богиня выросла, она отправилась на берег океана, чтобы, погрузившись в созерцание, ждать Раму. После похищения Ситы Раваной Рама проходил мимо с войском обезьян. Богиня обратилась к нему с просьбой взять ее в жены. Рама ответил, что он дал обет оставаться верным только одной жене, Сите, в этом воплощении. Но Трикута не хотела отказываться от своего намерения, и тогда Рама обещал ей, что он вернется позже и женится на ней, если она узнает его. Вернувшись в Айодхью с Ланки, Рама предстал перед богиней в облике старика, и она не узнала его. Но все же Рама утешил Трикуту, обещав, что в Кали-югу, когда он воплотится как Калки, божественная дева станет его супругой. А пока она должна отправиться в пещеру горы Трикута в Северной Индии и там предаваться подвижничеству. Туда же Рама отправил Ханумана и других обезьян, чтобы они стерегли покой богини. С тех пор она обосновалась в этой пещере.
По прошествии семиста лет богиня Трикута снова явила свои игры. В деревне Хансали возле Катры жил брахман по имени Шридхар, который был великим почитателем Матери. Однажды он совершал канья-пуджу (kanyA-pUjA, поклонение маленьким девочкам как проявлениям Богини), для того чтобы у него родился сын. Когда Шридхар начал угощать девочек, Вайшно Деви в образе божественной девы предстала перед ним и повелела ему устроить великий праздник для всей округи на следующий день. Шридхар стал ходить из деревни в деревню, приглашая людей на праздник. По дороге он встретил группу нищенствующих монахов во главе с Горакхнатхом и пригласил их также. Горакхнатх ответил согласием, заметив при этом, что Шридхар не сможет прокормить его самого, его ученика Бхайронатха и еще 360 других его учеников. Эти слова ввергли Шридхара в беспокойство, однако на следующий день всем гостям удалось уместиться в его крошечной хижине, и богиня каждому преподнесла угощение. Но когда она начала прислуживать Бхайронатху, он воспротивился вегетарианской пище, потребовав для себя мясо и вино. Божественная дева ответила, что это дом брахмана и что следует принимать все, что предполагается на празднике вайшнавов. Бхайро рассердился и попытался схватить её, однако она исчезла. Тогда Бхайро отправился на поиски богини. Та укрылась в пещере и находилась там девять месяцев, предаваясь аскезе. Наконец ученик Горакхнатха разузнал, где она спряталась, и когда он вошел в пещеру, она вынуждена была покинуть ее, пробив себе выход трезубцем с другой стороны. Бхайро не отставал, хотя она и постоянно говорила ему, чтобы он уходил прочь. Наконец, Вайшно Деви вошла в другую прекрасную пещеру на горе Трикута, оставив стеречь вход Лангур Вира (форма Ханумана). Бхайро набросился на Лангур Вира и почти убил его. В этот момент богиня приняла облик Чанди, свирепой воительницы, и отрубила Бхайро голову. Голова покатилась вниз в долину, а туловище осталось у входа в пещеру, где его сегодня можно видеть в образе огромного валуна. Лишившись головы, Бхайро закричал, что он не сожалеет о смерти, потому что это смерть от руки Матери, сотворившей мир. Услышав эти слова, богиня Вайшно Деви преподнесла ему дар, что после поклонения ей люди будут поклоняться ему, и также что он достигнет освобождения (moksha). Там, где упала голова Бхайро, был воздвигнут храм, и паломники останавливаются здесь, возвращаясь назад от храма Вайшно Деви. Что касается Шридхара, то он стал проповедником культа Вайшно Деви, и богиня вознаградила брахмана: тем, что у брахмана родилось четверо сыновей. Потомки Шридхара до сих пор являются жрецами храма богини. Считается, что этот миф представляет синтез верований и ценностей вайшнавов и шактов.

По книге: Erndle K. M. The Hindu Goddesses of Northwest India in Myth, Ritual, and Symbol. N.-Y.: Oxford University Press, 1993.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments