Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Лакшми-тантра

Среди агам древней вишнуитской школы панчаратра Лакшми-тантра занимает особое место из-за своего исключительного внимания к богине Лакшми, шакти Вишну-Нараяны. В тексте возвеличивается не только сама Лакшми, но и все женщины как формы богини и указывается на необходимость их почитания. Более того, Лакшми-тантра содержит намеки на особую садхану в духе тантры левой руки, требующую женщину-партнера (27.44 – 47; 42.30 - 31). Время составления тантры, по мнению автора ее перевода на английский язык Саньюкта Гупты, между IX и XII вв., а место определить весьма затруднительно (возможно, Южная Индия).
Содержанием Лакшми-тантры является главным образом философия и космогония панчаратры и мантра-шастра (последнюю Саньюкта Гупта определяет как «the science of linguistic occultism»). Переводчик указывает на эклетический характер текста, могущего включать идеи самых разных школ. Небольшое место отводится ритуальной стороне поклонения; описываются лишь облики наиболее важных божеств, таких как Лакшми-Нараяна, основные формы Лакшми и т. д., и нет ни слова о храмовой архитектуре, поклонении в храмах и праздниках.
Бхаскарарая и Нагеши Бхатта часто ссылаются на Лакшми-тантру и приводят цитаты из нее в своих комментариях на Деви-махатмью.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments