Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

О количестве и нумерации стихов в Деви-махатмье

Наверно, каждый, кто знаком с текстом Деви-махатмьи, удивлялся, почему фразы, обозначающие автора прямой речи, вроде R^iShir uvAcha («провидец сказал»), и многие полустишия в ее тексте нумеруются как отдельные стихи. А связано это вот с чем. По традиции считается, что ДМ содержит 700 стихов (возможно, образцом здесь послужила Бхагавад-гита, содержащая именно такое количество стихов), и отсюда второе название памятника – Сапташати (Семисотстишие), которому обычно отдают предпочтение, когда текст фигурирует как независимый от Маркандея-пураны. В действительности до нас дошли только рукописи, насчитывающие от 573 до 590 стихов, так, например, в издании Харикришнашармы содержится, например, 579 стихов. Такое противоречие между заявленным количеством стихов и их реальным числом весьма беспокоило авторов комментариев на ДМ. Существуют различные пути преодоления этого противоречия. Самым распространенным из них является нумеровать отдельные полустишия как целые стихи или считать фразы, обозначающие автора прямой речи стихами. Второй вариант – включать в состав стихов ДМ стихи т. н. дополнительных текстов (анг), которые принято рецитировать вместе с поэмой. Благодаря этому набирается должное количество стихов.
Есть и другие пути. Так, Бхаскарарая, известный представитель школы шривидья и автор «Гуптавати», одного из известнейших комментариев на ДМ, замечает, что заглавие Сапташати (saptashatI), «семь сотен», вызывает смущение, так как известно, что текст насчитывает чуть менее 600 стихов. Комментатор рассматривает несколько интересных способов объяснить это заглавие. Например, если допустить отсутствие различий между палатальным сибилантом sh и зубным сибилантом s, в этом случае Сапташати становится Саптасати (saptasatI), что значит «семь праведных женщин». Это может быть понята как ссылка на семь форм, упоминаемых в Прадханика-рахасье: непроявленная samaShTi-форма Махалакшми, три непроявленные vyaShTi-формы, Махакали, Махалакшми, Махасарасвати, и трое женщин, которые они порождают: Сарасвати, Лакшми и Гаури. Иначе, семь могут быть формами Богини, встречающимися в 11-й главе: Нандаджа, Рактаданти, Шатакши, Шакамбхари, Дурга, Бхима и Бхрамари.
Сараю Прасад Шарма, автор другого известного комментария на ДМ, «Сапташати-сарвасам»также трактует saptashatI как saptasatI, причем он дает два варианта. Согласно первому варианту, каждой из трех разделов (чарит) приписывается по семь «добродетельных женщин» (satI), причем в случае первой и второй чарит их перечень выглядит совершенно искусственным (упоминаются имена Лалиты, Арундхати и др., вообще не фигурирующие в тексте ДМ), а в отношении третьей чариты указывается на семь матрик. Согласно второму варианту, повторяющему Бхаскарараю, семь sati это Нанда, Шатакши, Шакамбхари, Бхима, Рактадантика, Дурга и Бхрамари.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments