Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

XXXVI Зографские чтения. Конспекты некоторых докладов. День второй, 26 мая

С.О. Цветкова. Народный стиль речи в «Бхрамара-гите» Сурдаса
В XVI в. произошел расцвет жанра «Бхрамарагита», это часть сюжета о Кришне. Кришна посылает Уддхаву к гопи, чтобы тот утешил их, тоскующих в разлуке. Одну из таких поэм сочинил Сурдас. «Брахма-гита» Сурдаса – это полемика гопи с Уддхавой, проповедующим познание бескачественного абсолюта. Но гопи не прямо обращаются к Уддхаве, они как добродетельные женщины говорят с пчелой, а Уддхава слушает. Гопи бранят Уддхаву, но они также высмеивают и ругают Кришну и ревнуют Кришну к его жене Кубдже. В тексте часто встречаются поговорки, пословицы и прочие фразеологизмы. «Лягушка возле лотоса живет, а нектара не знает» (Уддхава, хоть и знаком с Кришной, не ценит его по достоинству), «тигр умрет, а травы есть не станет» (гопи не полюбят абсолют), «йога как тыква – козе в рот не влезает», «Сперва напоил нектаром любви, а затем учит йоге».

В.Г. Лысенко. Атомистический подход в буддизме
Атомистический подход может существовать и вне теории об атомах. В буддизме атомистический подход применяется очень широко. Выделяются минимальные единицы времени, пространства, речи. Главным достижением является понятие дхармы. Мир вне нас оказывается пустой категорией. Происходит атомизация опыта, а не мира, как в натурфилософии. Дхармы это дискретные биты бытия. Одни дхармы исчезают, обуславливая появление других. Феноменальный мир возникает из дхарм, как картина возникает из точек. Наибольшее развитие атомистический подход получил в вайбхашике и саутрантике. Главная проблема – отношения между атомами и нама-рупа. Васубандху: том это скопление руп, атом состоит из четырех элементов, но в чистом виде он не переживается. Только атом из восьми руп явлен в опыте. В буддийской философии атом составной, и он не является субстанцией, в этом отличие от древнегреческой философии. Переживание атома качественно разнообразно. Концепт атома – минимальная единица опыта.

Е. К. Бросалина Сказание о Ратнакалике (в составе поэмы «Лор и Чандрани»)
Поэма возникла в существовавшем в XVI-XVII вв. на границе с Бирмой княжестве Аракан, где происходил плодотворный синтез индомусульманской культуры. Монархами княжества были буддисты, а население составляли буддисты и мусульмане. Любовные поэмы, создаваемые в этом княжестве, представляли собой смешение стилей: вишнуитская лирика и жанр мангалы. Поэму «Лор и Чандрани» начал писать Доулат Каджи, а после его смерти его закончил Шоел Алаол. Сказание о Ратнакалике – вставная история в этой поэме. Сюжет вкратце: царь изгоняет гордую царицу Ратнакалику, но после долгих приключений она возвращается, и ее сын становится наследником. Эта первая в бенгальской литературе авторская сказка в стихах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments