Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

XXXVI Зографские чтения. Конспекты некоторых докладов. День первый, 25 мая.

Ю.Г. Кокова. Ад и его обитатели.

Шрути и смрити не дают однозначного ответа, что ждет человека после смерти. Только в эпико-пуранических текстах появляется понятие ада – нараки. Нарака предстает в форме четко очерченного региона. Описание его встречаются в Вишну-пуране, Агни-пуране, Гаруда-пуране, Бхагавата-пуране и т.д. Адские миры расположены под Паталой, в самом низу мироздания. Упоминается множество адов-купа («яма»). Каждая купа «специализируется» на своих мучениях. Традиционное число куп – 21. Ведет учет грехов Читрагупта, который никогда не ошибается. Описания мучений отражают реальную практику пыток и казней, как это было и в Европе.
Эти описания отличаются, однако, наличием разнообразной живности: черви, змеи, птицы с твердыми клювами, также растут колючие растения (например, ад Асипатра, где листья имеют форму мечей). В Нараке протекает река Вайтарани. Вишну-пурана содержит текст Яма-гита, в которой сам бог смерти Яма утверждает, что он не властен над почитателями Вишну. Бхагавата-пурана отличается от Вишну-пураны тем, что картина адских мук носит более устрашающий характер.

В. Видунас. Расширение и распространение: о некоторых особенностях употребления глагольного корня bR^ih в «Ригведе».

bR^ih связан с понятием brahman (в «Ригведе» - молитва, священное слово). bR^ih и brahman возводятся к различным корням (платформам) индоевропейского. В словарях дается различное значение корня bR^ih. Грассман: «быть. густым, плотным, крупным, быть сильным, могущественным». Моньер-Вильямс: «быть густым, плотным,становиться великим или сильным, возвеличиваться» Большой Петербургский словарь: «уплотнять, усиливать, укреплять». В «Ригведе» и «Атхарваведе» личные формы от bR^ih без приставок не встречаются. В «Ригведе» bR^ih встречается с приставкой ира и означает «подкладывать руку, обнимать». Два случая употребления X.10.10; V.6.5, в обоих случаях эротическая коннотация 1. диалог Ямы и Ями, 2. богиня подкладывает руку для мужа. В обоих случаях – интенсивы. Единственный достоверный случай употребления заимствование из «Ригведы» (X.10.10). А наиболее часто встречающая неличная форма bR^ih – причастие действительно залога настоящего времени. Грассман дает значение: «плотно заполняющее огромное пространство». Есть единичный случай употребления причастия от перфекта. Встречается в композитах (сложных словах), например: bR^ihatketu «обладающий великим блеском» (об Агни), bR^ihadbhanu «широко сияющий» и др. Существует стихотворный размер bR^ihatI, который упоминается уже в «Рикпратишакхье» (8+8+12+8), это «расширение, распространение классического размера ануштубх. В «Рикпратишакье» отмечен единственный случай употребления производного слова bR^ihana (распространение). На уровне мифологии bR^ih соотносится с brahman в названии бога «Господина молитв», два имени которого bR^ih и brahmaNaspati взаимно заменяют друг друга в ведийских тестах. Семантическое ядро «расширяться, распространяться» соотносится с семантическими связями понятия brahman «молитва, священное слово».

А.М. Дубянский. Несколько штрихов к «Сказанию о Нале».

Некоторые черты «Сказания о Нале» из третьей книги Махабхараты Араньякапарва (Лесная книга) носят дравидийский характер. Само имя «Наль» это дравид. корень «хороший, благой». Мотив вестника можно отыскать в дравид. поэзии. И там же начало сезона дождей – время возвращения героя из похода. Некоторые моменты поражают откровенным сходством. Дамаянти переживает разлуку с супругом так, как это описывается в дравид. литературе. Её посещает мысль о смерти. Когда возвращается Наль, Дамаянти оживает, как оживает поле» - эта метафора часто встречается в тамильской поэзии. То же самое и образ возничего (вторая сваямвара Дамаянти). При этом некоторые мотивы отсутствуют. Например, Наль по дороге на вторую сваямвару хочет остановить коней. Это общефольклорный мотив, но у тамилов он не встречается. Зато общим является мотив грохота колесницы: грохот сравнивается со звуком грома.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments